ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ
(843) 207-20-27 г. Казань, ул. Сафиуллина, 5 Посмотреть на карте

Катализаторы и сажевые фильтры

Сажевый фильтр был физически удален. Снят разъем с датчика перепада давления перед сажевым фильтром. 
Клапан EGR был отсоединен и оставлен в закрытом положении. 

Снят разъем с дроссельной заслонки. Сама заслонка осталась в полностью открытом положении.
Программа в блоке управления двигателем была модифицирована. Отключены регенерация, проверка сажевого фильтра и датчик перепада давления перед ним. Коэфиициент EGR был выставлен в 0 (клапан полностью закрыт). Отключены проверки клапана EGR, дроссельной заслонки.

При дальнейшей эксплуатации неисправностей в связи с отключенными системами выявляться не будет.

Имеем: BMW 3, E46, мотор 2.5л. Катов нет. Горит чек.

 

Снимаем блок, прошиваем, проверям…

 

Результат: все ОК.

 

Обычная, казалось бы, процедура — удаление катализатора, но на этой модели BMW она сопряжена с некоторыми особенностями.

 

Помимо механического удаления необходимо программно отключить контроль катализатора и задний кислородный датчик. Ведь никому не придёт в голову «приколхозить» на машину такого класса «обманку». Да и исполнять свои функции — корректировать сигнал, поступающий на датчик кислорода, таким образом, как будто «каталик» на месте — она вряд ли будет правильно.

 

Единственный надёжный способ избежать «ошибки» — изменить кодировку в блоке управления ДВС. А вот на этом этапе начинаются проблемы.

 

Дело в том, что на этой модели установлен ЭБУ Siemens MS45, причем сам автомобиль не для европейского, а для американского рынка. И прошивки, соотвествующей «Европе», на данный MS45 нет. Соответственно, кодированием, со сбросом до первоначального состояния с помощью INPA, NCSExpert и WinKFP исключить катализатор не удается.

 

Единственный выход в таком случае — снимать блок (он находится в герметичном контейнере, E-box) и программировать его через BDM. А затем – все просто: это же Siemens, в его прошивке убрать контроль катализаторов и задних датчиков кислорода для нас не сложно !

Выполненные работы:

механическое удаление и программное отключение сажевого фильтра

 

На данном экземпляре сажевый фильтр вышел из строя на вполне достойном пробеге 180 тысяч километров. Основным симптомом была лампочка «Check-engine» на приборной панели, которая загоралась при резких нажатиях на газ на ходу. Диагностика показала, что проблема в сажевом.

 

При демонтаже оказалось, что фильтр забит до критичного состояния. Механическое удаление занимает мало времени, поскольку здесь просто заварить вырезанное окно сваркой. Варить лучше с помощью аргонно-дуговой сварки.

 

Пламегаситель на дизельных двигателях не вваривают, ведь дизель горит более плавно, чем бензин и при этом с более низкой температурой.

 

Что касается программного отключения, контроллер Bosch EDC17CP10 необходимо снимать для внесения изменений в калибровки. Перепрограммированию через OBD препятствует защита от чип-тюнинга: загрузить программу без цифровой подписи можно только через Boot режим. Так защищают  современные блоки управления.

 

ЭБУ располагается по капотом с пассажирской стороны в герметичном корпусе. Поскольку никакой дополнительной «упаковки» блок не имеет, при сборке важно использовать хороший герметик. В противном случае в корпус могут попасть влага, грязь и реагенты, которые могут повлечь за собой неисправности.

Выполнено: удаление сажевого фильтра заводским способом, отключение системы EGR.

 

Процедура удаления сажевого фильтра всегда будет пользоваться популярностью. Ну или до тех пор, пока на наших заправках не начнут продавать топливо европейского уровня. Программное отключение таких функций, как регенерация и проверка состояния сажевого фильтра, можно провести двумя способами.

 

Чаще всего после механического удаления перепрошивается блок управления двигателем. В «стоковом» программном обеспечении корректируется код, отвечающий за данные функции. Минус такой процедуры в том, что при восстановлении заводской прошивки, которую любят делать официальные дилеры при каждом вмешательстве, «ошибки» отключенных систем снова поступят в контроллер.

 

Вторым, более правильным, вариантом является отключение «штатным» способом. Он возможен далеко не на любом автомобиле, вернее, не с каждым контроллером. Конкретно на данной модели BMW установлен блок, который комплектуется с 2007 года, когда наличие сажевого фильтра и EGR ещё не было обязательным для рынка России.

 

Метод заключается в том, что от блока управления ДВС отсоединяются провода с соответствующих датчиков и механизмов. Например, провод,отвечающий за открытие дроссельной заслонки, сигнальный провод датчика противодавления и т.д. Дальше блок инициализируется до начального состояния.

 

Когда включается зажигание, контроллер не получает сигнала от ряда датчиков и «думает», что он установлен на более старую модель автомобиля. В последствии даже после обновления ПО никаких проблем с работой отсутствующих систем не будет.

 

Однако, отключить клапан EGR на заводской программе не получается. Поэтому, в калибровки нам пришлось все таки вмешаться. Отключаем полностью степень рециркуляции EGR. И избыточно, максимально задираем «свежий воздух». Таким образом, клапан EGR будет закрыт навечно.

Проблема: забился катализатор

 

Решение: механическое удаление, установка пламегасителей

перепрограммирование под Евро-2

 

Infiniti QX56, 2008 года, то есть до рестайлинга, удивил своего владельца выносливостью катализатора: этот элемент «сдался» под давлением плохого топлива и почти ежедневной эксплуатации лишь после достижения отметки в 200 тысяч километров пробега. Обычно при эксплуатации в России на всех автомобилях, включая те же «Финики», но более поздних годов выпуска, каталитический нейтрализатор едва дотягивает до 100 тысяч км.

 

Решено было удалить катализатор с программным сопровождением операции. Керамический фильтр был извлечен, а труба герметично заварена аргонным швом.

 

Внутрь корпусов катализаторов были установлены пламегасители.

 

Блок управления двигателем Infiniti перепрошивается без демонтажа, через колодку диагностики OBD. Программирование под стандарт экологичности Евро-2 включает в себя отключение проверки катализатора и заднего датчика кислорода. Это значит, что никаких системных ошибок, связанных с отсутствием катализатора, больше не будет.

Проблема: забился катализатор

Решение: удаление и программное отключение элемента

Результат: исправная работа выхлопной системы, +10% мощности

 

Засорение катализатора на «Логане» проявляется также, как и на большинстве автомобилей: ухудшается работа двигателя, «плавают» холостые обороты, а горящий «Check» намекает, что машина просит дополнительного внимания. Если принято решение удалить катализатор, а не менять его на новый, то рекомендуется установить племегаситель. Он не просто снизит уровень шума, но и уменьшит негативное влияние отработанных газов на систему выхлопа.

 

В данном случае по просьбе владельца автомашины было все «удешевлено». Пламегаситель не устанавливался, вместо него был установлен участок трубы. Владелец автомобиля скептически отнесся к «правильным методикам». Шов был заварен полуавтоматом, прямо на автомобиле.

 

Удаление «ката» всегда должно проходить при программном сопровождении, чтобы система потом не получала отчёт об «ошибке» по работе катализатора. «Обманки», которые ставят в некоторых автосервисах под кислородный датчик, работают далеко не всегда. Поэтому лучше перепрограммировать «мозги» под стандарт Евро-2 и забыть о проблеме. Тем более, что блок управления двигателем Siemens EMS 3132 на сегодняшний день перепрошивается через колодку диагностики OBD, не требуя демонтажа.

Производители обещают, что катализатор будет исправно служить на протяжении  100-120 тысяч километров пробега. Но зачастую, из-за плохого качества топлива, проблемы начинаются значительно раньше. Если двигатель стал хуже «тянуть», дольше заводиться, плохо поддерживать холостые обороты, а на приборной панеле загорелась лампочка неисправности — готовьтесь решать проблему с засорившемся «каталиком».

 

Есть у нас, в России,  такая традиция: при первых признаках неисправности вырезать катализатор, раз и навсегда. И эта традиция вполне оправдана: при достаточно ответственном подходе (если вварить пламягаситель для получения красивого звука и программно отключить датчики кислорода и катализатора), такое решение действительно самое доступное и результативное. Единственный его минус — необходимость вскрывать, а потом заваривать, выхлопную систему.

 

Для самых популярных моделей авто, например для Chevrolet Aveo, сегодня выпускаются так называемые вставки катализатора, которые дают возможность избавиться от катализатора без сварочных швов. По своему назначению они дублируют выпускной коллектор, но не содержат каталитический нейтролизатор. Звук выхлопа получается не хуже, чем у нового авто, да и проблема с заменой катализатора решена раз и навсегда: нет катализатора — нет проблемы!

Было: Сажевый забит. Машина не едет.

 

Стало: Сажевый фильтр и EGR удалены и отключены. Все исправно.

 

Давно не секрет, что при низком качестве топлива сажевый фильтр доставляет владельцу массу проблем. Поэтому многие дизельные автомобили поступают на российский рынок без сажевого фильтра. 

 

Infiniti QX70 с дизельным двигателем V6 к их числу не относится, поэтому, приобретая дизельный «Финик», будьте готовы к необходимости уделить время системе выхлопа.  Даже при исправной системе регенерации сажевого фильтра, рано или поздно этот вопрос станет актуальным. Ускоряет загрязнение фильтра и такой фактор, как частая езда на короткие расстояния. При них температуры в системе выхлопа не хватает, чтобы сработала система регенерации, а отложения на сотах фильтра накапливаются. Также помешает регенерации сажевого, например, неисправная дроссельная заслонка или какой-либо датчик системы выхлопа.

 

Симптомы, по которым можно определить необходимость замены сажевого фильтра, могут быть разные: непривычно большой расход топлива, «ошибка» на приборной панели, неполноценная работа двигателя. Но если уж неисправность налицо, то, пожалуй, одно из оптимальных решений — удалить сажевый фильтр.

 

Демонтировать выхлопную систему на Infiniti QX70 не сложно: она фиксируется на 5 болтах и 1 резиновом креплении. Разрезать и выпотрошить место установки фильтра тоже не станет проблемой, если у вас есть болгарка. А вот сборка представляет собой уже более сложный процесс: не у каждого в гараже есть аргонная сварка. Да, сварка «полуавтомат» годится только для того, чтобы заварить дырявый резонатор на «четырке» - там ресурс металла небольшой и таким швом его не испортишь. В случае с Infiniti  шов, сделанный «кемпингом», станет слабым местом и первый подвергнется коррозии.

 

После установки требуется программно отключить сажевый фильтр, чтобы не было ошибок в системе. В случает с Infiniti перепрограммировать предстоит блок управления двигателем BOSCH EDC16CP42. Суть процедуры состоит в том, что в «стоковую» программу вносятся изменения и алгоритмы работы меняются. Попутно можно внести коррективы в систему EGR, чтобы отработанные газы повторно не поступали в  систему впуска. А также увеличить мощность двигателя.

Эту деталь в системе выхлопа называют «гофроэлемент», «гибкое соединение», «компенсатор вибрации». Но в разговорной речи вы, скорее всего, услышите просто слово «гофра». Этот элемент исполняет три основные функции:

1) Гасит вибрацию двигателя, предохраняя глушитель от преждевременного износа

2) Служит в выхлопной системе эластичным соединением

3) Компенсирует вибрацию при старте.

 

Из всех элементов выхлопной системы именно гофра выходит из строя чаще всего. Причин у этого много: во-первых, выхлопная система сама по себе является уязвимым элементом из-за постоянного воздействия высоких температур, реагентов, физических повреждений. А оплетка гофры оказывается самым слабым местом. Уменьшает срок службы гофры и забитый катализатор, если он расположен после неё. Низкое качество топлива тоже может внести свою лепту.

 

Чем грозит неисправная гофра? Если гофра вышла из строя, то в первую очередь это станет очевидно по резкому громкому звуку выхлопа и увеличенному расходу топлива. Кроме того, в салон начнут попадать выхлопные газы и появится соответствующий запах.  В некоторых случаях кислородный датчик может прислать отчёт об ошибке и на приборной панели загорится «чек»

 

При выборе новой гофры стоит обратить внимание на следующие аспекты:

1) Бывают гофры с тройной усиленной оплёткой — если на ваш авто выпускается такой вариант, то лучше приобрести именно его.

2) Алюминированная сталь гораздо долговечнее чёрной, лучше выбрать деталь, изготовленную из неё. В развитых странах гофру из чёрной стали вообще не производят.

 

Гофра вваривается в выхлопную систему, соответственно, при замене её необходимо вырезать при помощи болгарки. Сама по себе работа занимает не так много времени, но для её выполнения необходим аппарат для сварки в аргонной среде. Не смотря на заверения многих «мастеров», варить выхлопную систему полуавтоматом нельзя: шов быстро заржавеет и станет самым хрупким местом выхлопа.

Симптомы: лампочка неисправности «Check еngine». Сообщение о неисправности сажевого фильтра.

 

Проблема: забившийся сажевый фильтр + неисправные вихревые заслонки

 

Сделано: механическое удаление сажевого фильтра, демонтаж вихревых заслонок, программное отключение регенерации и проверки сажевого, отключение EGR.

 

Эта дизельная «Бэха» 2009 года рождения несколько лет назад приехала из Германии

и до некоторых пор не доставляла нынешнему владельцу особых хлопот. Долгое время 3-х

литровый «М57-й», оснащённый двумя турбинами, безропотно переваривал солярку

отечественного разлива. Но недавно он всё-таки сдался, о чём его владелец узнал по

загоревшемуся «чеку» на приборной панели. Причиной, как оказалось, был засорившийся

сажевый фильтр — частая болезнь дизелей. В процессе диагностики попутно обнаружили

масляные подтёки на впускном коллекторе со стороны вихревых заслонок.

 

Устранялось «все и сразу». Механически был удалён сажевый фильтр, вихревые

заслонки также были демонтированы, а вместо них были установлены заглушки —

оставлять в опасной близости с цилиндрами ДВС изношенный и потому бесполезный

механизм смысла не было. Затем было обеспечено программное сопровождение операций:

отключена регенерация и проверка сажевого фильтра, клапан EGR (это та система, что

посылает часть выхлопных газов вторично в камеру сгорания) и датчик положения

вихревых заслонок.

 

На данной X6 стоит блок управления двигателем Bosch EDC16CP35, который не

нужно демонтировать для «перепрошивки». Калибровки для настройки параметров

работы мотора вычитываются через колодку диагностики. Затем калибровки

модифицируют и загружают обратно в блок. После всех этих операций автомобиль может

работать в нормальном режиме, дальнейшие «болячки» дизелей ему не страшны.

 

Делаем вывод: брать дизельные машины для эксплуатации в России можно, но все

присущие им проблемы лучше решить сразу.

Страница 1 из 7

2003 - 2017 АвтоТюнер

^ Наверх