AdBlue — это водный раствор мочевины. Он добавляется в выхлоп после катализатора или сажевого фильтра дизельного мотора. Благодаря соединению мочевины и окислов азота на поверхности SCR – катализатора (селективного катализатора), на выходе из окислов азота образуются азот, вода и углекислый газ.
Во время работы двигателя, в зависимости от «рассчитанных» значений окислов азота, к выхлопным газам добавляется дозировано водный раствор мочевины. При этом качество работы системы проверяется с помощью датчиков окислов азота. При приближении к концу уровня этой жидкости в баках, выдается предупредительное сообщение о необходимости дозаправки. После добавления AdBlue предупредительное сообщение исчезает и система продолжает работать в штатном режиме.
Система AdBlue в автомобиле, как правило, состоит из следующих частей: форсунка впрыска мочевины, трубопровод подачи присадки, два насоса подачи присадки (один основной, другой перекачивающий из бака в бак), два бака для присадки (один основной, другой – резервный), датчики уровня присадки в баках, система прогрева жидкости (в мороз может замерзнуть), датчики окислов азота с интеграторами. В некоторых случаях устанавливаются отдельные блоки управления системой подачи присадки. Но иногда подачей присадки управляет блок управления двигателем, а отдельного ЭБУ для AdBlue нет.
Даже датчики окислов азота стоят чуть менее 700 евро.
Как правило, расход жидкости зависит от объема двигателя и стиля езды. Например, автомобиль с дизельным двигателем объемом 2 литра, может расходовать около 10 литров на 10 тысяч километров. Грузовик же, с двигателем 6 или более литров, может потребовать в разы больших объемов заправки AdBlue.
В зависимости от типа поломки в системе AdBlue и марки, модели автомобиля, бывают разные ситуации. Например, у одной машины, может снизиться мощность двигателя на 50%. У другого же автомобиля, может вообще заблокироваться система пуска мотора. Как правило, об этом «предупреждает» бортовой компьютер.
AdBlue применяется на дизельных грузовых автомобилях с 2000 годов. Автобусы и спецтехника начали оснащаться этой системой с самого начала. Затем AdBlue появилась и на легковых автомобилях на дизтопливе. В США на легковушках – дизелях мочевина начала применяться давно. Затем – на машинах на рынок Европы. Позже и на Россию некоторые марки начали оснащаться мочевиной с завода.
Раньше проблему с мочевиной решали, как правило, установкой специального эмулятора. Задачей которого заключалось имитировать сигналы каждого датчика, показывая, якобы штатный процесс работы системы подачи присадки. Потом такие эмуляторы стали устанавливаться на шину CAN, имитируя исправную работу блока и датчиков системы AdBlue. В некоторых случаях, например, на старых Mercedes, мочевину можно было условно отключить, закодировав блок управления мотором с помощью дилерского сканера.
В настоящее время систему подачи присадки AdBlue отключают, как правило, перепрограммированием блока управления двигателем. Причем, не всегда применяется заводское программное обеспечение, так как его на определенный тип блока может не существовать в принципе. Причем, такой способ является более надежным, так как в таком случае не используются никакие дополнительные устройства, которые могут также выйти из строя. Прошивка блока управления загружается один раз и навсегда.
При корректном отключении системы AdBlue, автомобиль можно будет эксплуатировать нормально, каких-либо нюансов не будет. Никаких неисправностей на панели приборов появляться не будет, двигатель будет работать с заводской мощностью, расход не повысится. Саму мочевину заправлять больше не надо будет. Более того, при необходимости, эти узлы из автомобиля можно будет демонтировать.
Выхлопные газы без добавления мочевины будут содержать большее количество окислов азота (NOx). Но по большому счету ни цветом, ни запахом этот выхлоп почти отличаться не будет.
Если программа будет скорректирована правильно, то никаких «глюков» или других признаков нештатной работы в этой системе не будет. На свои программы мы даем гарантию. Однако нам известны случаи некорректных прошивок. Мы неоднократно переделывали такие работы за другими специалистами.
Стоимость датчиков и узлов системы AdBlue зависит от типа датчика или узла, а также от марки и модели автомобиля, где она применяется. Например, если брать датчик NOx для того VolksWagen или Mercedes Benz, то средняя стоимость его начинается от 800 долларов США. Касаемо насосов, бака, других элементов – стоимость их также немала.
При отключении мочевины, как правило, отключается блок управления подачи присадки, если в автомобиле он отдельный. Например, если блок управления двигателем управляет насосом, датчиками и прочими элементами AdBlue, как правило все можно даже оставить на своих местах. Однако, в некоторых машинах требуется дополнительное отсоединение таких узлов, как датчики NOx или бака мочевины с датчиком уровня.
Качество и количество топлива при использовании AdBlue на автомобиле и без использования AdBlue никак не отличается. Может быть использовано одинаковое топливо. Расход топлива, мощность двигателя также не изменятся.
Согласно рекомендации завода-изготовителя и экологов, разумеется, при поломке в системе AdBlue, разумеется, необходимо все исправить, починить, заменить. Однако, ремонт этой системы вовсе не означает, что проблемы с ней не появятся вновь и вскоре. Если есть желание избавиться от ненужного «аппендицита», чтобы он больше никогда не воспалялся и не был хроническим, рекомендуем эту систему удалить радикально и полностью.