Клапан ЕГР
Что такое клапан EGR?
EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система возврата отработанных газов в автомобиле.
Она состоит из следующих элементов:
- клапана, открывающего поток отработанных газов (возможно плавное управление степенью открытия);
- датчика положения клапана (есть не всегда, по нему определяется степень открытия);
- системы управления – актуаторы, вакуумные клапаны (управление и контроль работы производится, как правило, блоком управления мотора);
- теплообменника (с помощью него охлаждаются отработанные газы, которые поступают в канал рециркуляции и далее во впускной коллектор).
- трубок от выпускного и к впускному коллектору;
Зачем нужна система EGR?
Клапан EGR необходим для уменьшения токсичности выхлопа, а точнее для уменьшения количества окислов азота.
В выхлопных газах присутствует большое количество вредных веществ. В частности, копоть, углеводороды, угарный газ и прочие. Их концентрация снижается при помощи сажевого фильтра, катализатора и иных систем.
Клапан EGR также применяют для снижения детонационных свойств бензиновых двигателей.
Где встречается?
В основном в авто с дизельными двигателями. Однако клапан EGR устанавливают и в бензиновые ДВС.
Клапан EGR используется в авто с дизельными двигателями с нормами токсичности EURO3 и чуть раньше. Эти автомобили начали выпускать с 1995 года. Все дизельные двигатели с электронной системой впрыска, которые устанавливают в легковые авто, коммерческий транспорт и грузовики, имеют на сегодняшний день клапан EGR. Даже наши Газели, Валдаи, Газоны, Камазы и МАЗы – также имеют EGR.
В бензиновых двигателях EGR применяли тоже давно. Примерно с 1994 года. Большое распространение он имел в то время на автомобилях марки Opel.
Как функционирует?
Система EGR возвращает часть отработанных газов во впускной коллектор. В различных режимах по-разному. EGR представляет из себя элемент, соединяющий впускной и выпускной коллектор между собой через клапан, форма которого может быть различной. Клапан EGR может открываться на разную величину (в зависимости от режима функционирования ДВС). Как правило, в режиме высоких нагрузок клапан EGR закрыт, поскольку мотору необходимо максимальное количество кислорода.
В дизельных моторах клапан открывается на холостом ходу, слабых и средних нагрузках.
В бензиновых моторах он закрыт и на холостом ходу.
Часть выхлопных газов через него попадает во впускной коллектор, замещая свободный кислород в воздухе, что снижает количество окислов азота в выхлопных газах.
Положение самого клапана регулируется при помощи привода. Как правило, старые системы EGR имели примитивное вакуумное управление. В современных системах в основном используется электрический актуатор, при этом положение самого отслеживается специальным датчиком.
Почему загрязняется или ломается система EGR?
Поломки клапана EGR в большинстве случаев связаны с загрязнением выхлопными газами самого клапана. Это приводит к его заклиниванию в одном положении.
Через клапан EGR проходят отработанные газы. Несмотря на высокое качество современного топлива, копоть и сажа, содержащиеся в них, откладываются на подвижных элементах, создавая корку и шубу, которая снижает подвижность регулирующего элемента. Рано или поздно такой клапан клинит (как правило, в открытом положении). Система управления мотора в большинстве случаев это фиксирует, зажигает лампу неисправности мотора и уменьшает его мощность.
Как правило, срок службы такого клапана колеблется от 30 до 250 тысяч километров пробега.
Другой вид неисправностей – электрический. Проявляется в виде обрыва сервопривода или неисправности датчика положения.
Третья распространенная неисправность – это дефекты теплообменника EGR. Это либо наружная негерметичность, либо внутренняя.
Как проявляется поломка?
Неисправности системы EGR, как описывалось выше, бывают разные. Следовательно, проявляются они по-разному.
В большинстве случаев зажигается лампа неисправности “check engine”, у некоторых авто даже начинает моргать “спираль” (критическая неисправность). В память блока управления мотором записываются коды, например: 0403, 0405, 0406 и другие…
Иногда неисправность может не проявляться в виде включенных ламп неисправности.
Крутящий момент может быть как сниженным, так и нет. Может возрасти дымность. А также может появиться утечка антифриза. Ведь теплообменник EGR также охлаждается им.
Вот некоторый список довольно популярных дефектов и их проявлений:
А) Заклинивание клапана в открытом или приоткрытом состоянии.
В данном случае часть отработанных газов будет постоянно попадать во впускной коллектор. В зависимости от системы управления двигателем, поломка будет проявляться по-разному. Однако в большинстве случаев проявляется в большом количестве дыма и малой тяге. В более редких случаях дыма почти не будет, но тяга также будет снижена.
Система управления двигателем не всегда может правильно определить такой дефект (особенно если клапан не всегда заклинивает). В таком случае только тщательная диагностика опытным человеком может помочь решить такую проблему.
Б) Дефект электрической цепи (обрыв или короткое замыкание) клапана EGR либо датчика положения.
Такая поломка приведет к невозможности управления системой рециркуляции, либо к неправильному ее функционированию. Проявляться будет по-разному (в зависимости от типа системы управления). В некоторых системах это приведет всего лишь к включению лампы неисправности и фиксированию ошибок в памяти. Однако в основном такой дефект приводит к снижению крутящего момента (так называемому аварийному режиму).
В) Негерметичность трубок каналов отработанных газов.
Это либо трещины, либо другие «дыры» в трубках EGR. Из-за данных дефектов отработанные газы начинают попадать наружу, в пространство капота, оттуда они поступают прямо в салон автомобиля. В некоторых случаях, когда поток отработанных газов направлен на резиновые трубки или ПВХ детали, в том числе изоляцию проводов, это уже может привести к возгоранию отсека ДВС.
Г) Негерметичность теплообменника отработанных газов.
Теплообменник EGR охлаждает отработанные газы. Охлаждение происходит охлаждающей жидкостью автомобиля. Дефект теплообменника, как правило, приводит к утечке охлаждающей жидкости. В случае большой потери антифриза есть возможность перегреть двигатель.
Что можно сделать, если сломался клапан EGR?
-
Заменить на новый.
Замена клапана EGR на новый – единственный способ решения проблемы с точки зрения завода-производителя. Вы покупаете у производителя новую запчасть, увеличивая прибыль завода.
Однако дать гарантию на то, что новый клапан не забьется копотью и не заклинит, к сожалению, завод-изготовитель вам не сможет. В повторном случае вы опять купите новую запчасть за те же деньги.
-
Промыть, прочистить.
В некоторых случаях заклинивший клапан EGR можно попытаться промыть разъедающими сажу и кокс жидкостями. Однако вероятность долгой работы после такой операции тоже невелика.
Сажа и кокс из-за высоких абразивных свойств создают выработку на штоках и осях клапана, что в дальнейшем приводит к подклиниванию при открытии и закрытии. Как правило, работает такой клапан после промывки недолго.
-
Установить заглушку.
Заклинивший в открытом положении клапан EGR, конечно, не имеет никакой пользы. И если, как минимум заглушить его любой канал (выхлопной или впускной – не имеет значения), то работа двигателя будет как минимум лучше. Однако метод по простой «заглушке EGR» подходит не для всех систем управления мотора. Лишь старые автомобили не «контролировали» поток EGR. Современные системы быстро «просекут» неисправность и сообщат о неисправности со всеми возникающими последствиями.
-
Отключить механически и программно.
На сегодняшний день это решение является единственным, на 100% гарантирующим результат.
В таком случае система EGR отключается программно. Отключается проверка электрических цепей клапана и датчика положения системы EGR. При этом в большинстве таких случаев можно даже снять разъем с самого клапана и датчика положения.
В системе управления двигателем корректируются параметры, отвечающие за его работу, а именно за степень его открытия. Даже если сам клапан будет подключен к проводке автомобиля, программными методами можно сделать так, что он все равно будет закрыт на 100%. Проверки потока также не будет.
В случае заклинивания клапана в открытом положении понадобится дополнительное глушение механическим способом. Однако никаких неисправностей при этом больше не будет.
В случае поломки теплообменника его следует демонтировать. При этом дальнейшая утечка антифриза будет исключена, а сам клапан EGR, отключенный программно и заглушенный, больше не будет «засорять» впускной коллектор копотью.
Что произойдет, если не починить систему EGR?
Даже исправный клапан EGR на дизельном двигателе фактически имеет «обратную сторону медали». Горячие отработанные газы, содержащие сажу и пепел, фактически попадают во впускной коллектор, где смешиваются с масляным паром. Масляный пар попадает туда через систему вентиляции картерных газов. Однако, как правило, масляный сепаратор не справляется на 100% со своей задачей, что приводит к образованию самой настоящей шубы из кокса на стенках впускного коллектора и впускных каналов, а это снижает их пропускную способность. Тяга двигателя значительно падает.
Конечно, производители стараются снизить побочный эффект от системы EGR, внедряя различные холодильники отработанных газов и прочие узлы. Однако помогают они несильно, и во впускном коллекторе любого дизельного двигателя после его длительной эксплуатации мы найдем большое количество закоксовавшейся сажи.
Если закоксовавшийся клапан EGR заклинит, то это как минимум приведет к сильному загрязнению впускного коллектора и самих цилиндров коксом. Двигатель, скорее всего, после этого прослужит недолго.
А сниженный крутящий момент, при котором на двигателе с сажевым фильтром не будет регенерации, приведет к окончательному «забитию» сажевого фильтра.
Если вам необходимо отремонтировать систему EGR на своем автомобиле, обращайтесь в наш автосервис в Казани.