Чип-тюнинг
Чип-тюнинг — это программное изменение параметров блока управления. В большинстве случаев, чип-тюнинг проводится для блока управления двигателем. Иногда процедуру также делают для блоков управления коробкой передач, раздаточной коробкой и других.
Чип-тюнинг увеличивает мощность и крутящий момент двигателя. Также в некоторых случаях он способствует снижению расхода топлива.
Чип-тюнинг можно делать для бензиновых и дизельных двигателей.
В двигателе с турбонаддувом после чип-тюнинга мощность и крутящий момент увеличиваются в среднем на 20%. Однако, в некоторых случаях это значение может достигать и 50%.
Изменения хорошо заметны на любом автомобиле, даже если он оснащен АКПП или вариатором. В особенности хорошо чувствуется разница на машинах с механической трансмиссией.
Для атмосферных двигателей изменения не столь значительны: мощность увеличивается приблизительно на 7%. Крутящий момент, как правило, не меняется. Разница ощущается на автомобилях с МКПП. Для машин с автоматом или вариатором эффект может быть незаметен. Однако для некоторых машин разница заметна даже на автомате. В первую очередь это относится к автомобилям, дефорсированным на заводе. Для таких машин разница в динамике разгона до и после чип-тюнинга хорошо заметна даже для варианта с атмосферным двигателем и АКПП.
История и развитие чип-тюнинга
О чип-тюнинге известно с начала 90-х годов. Он применялся для машин с системой электронного впрыска топлива. Для изменения программного обеспечения, а именно калибровочных данных для разных режимов впрыска топлива, необходимо считать и модифицировать программу, а потом записать ее обратно в блок.
В блоках в то время были микросхемы с однократной записью, поэтому чтобы изменить программу, необходимо было заменить такую микросхему на новую. На новую микросхему записывалась обновленная программа.
В дальнейшем процесс изменения данных поменялся. В автомобилях стали использоваться микросхемы с многократной записью, а затем флеш-память была перенесена в сам микроконтроллер. Прошивка стала осуществляться через диагностические разъемы автомобиля.
Со временем изменились и размеры программы. Первые блоки управления двигателем могли работать на программе размером 16 килобайт. Современные блоки имеют ПО объемом до 8 Mb. Это связано с тем, что система управления двигателем стала иметь более широкий функционал. В современных автомобилях присутствуют такие системы, как топливный насос высокого давления и непосредственный впрыск, катализаторы и сажевые фильтры, различные системы управления (высоты подъема клапанов, фаз газораспределения и т.д.).
Результаты чип-тюнинга для разных машин
Изначально чип-тюнинг делался только для легковых авто. Со временем, когда система управления двигателем стала устанавливаться также на грузовики, мотоциклы, лодки, спецтехнику, чип-тюнинг стал возможен и для этих видов транспорта.
Чип-тюнинг грузового автомобиля или спецтехники также дает повышение мощности двигателя. Для грузового транспорта, в первую очередь, заметно увеличение тягового эффекта при высокой загрузке или при движении на подъеме. Спецтехника позволяет быстрее вспахивать поле или выполнять другую работу.
На мотоциклах также можно заметить неплохой прирост мощности. Лодки после чип-тюнинга быстрее выходят на глиссер.
Кроме повышения мощности двигателя, с помощью чип-тюнинга можно отключить некоторые экологические системы автомобиля, такие как проверка катализаторов, клапан рециркуляции отработанных газов, сажевые фильтры, вихревые заслонки и т.д. Это может понадобиться, если система вышла из строя, а ее ремонт невозможен или очень дорогой.
Как проводится чип-тюнинг?
Чип-тюнинг, как правило, проводится в три этапа.
- Считывание ПО из блока управления.
- Модификация программного обеспечения.
- Загрузка обновленной программы обратно в блок.
Первый этап различен для разных моделей двигателя. Процесс различается даже для автомобилей одной марки, но разных годов выпуска. На некоторых автомобилях для считывания программного обеспечения используют OBD-разъем, для других приходится снимать блок, на некоторых чтение недоступно. В таком случае чаще используется чтение программы с сервера или так называемое виртуальное чтение.
На втором этапе выполняется изменение ПО. Программа может быть преобразована посредством модификации оригинального файла.
Записать модифицированную программу в блок управления также можно разными способами. Самый удобный вариант — через OBD-разъем. Для этого нужно подключить компьютер к диагностическому разъему автомобиля. Ничего снимать и демонтировать при этом не нужно. В некоторых случаях этот способ использовать невозможно. Приходится снимать блок управления и программировать его на столе с использованием специального оборудования. Иногда это можно сделать без вскрытия блока. Для некоторых автомобилей блок приходится вскрывать и подключать к специальному порту для записи через интерфейс JTAG или BOOT-режим. В самых сложных ситуациях приходится выпаивать микросхему и прописывать в нее программу при помощи программатора.
Некоторые автопроизводители устанавливают защиту от записи и чтения программы сторонними программаторами. В таких автомобилях чип-тюнинг сделать невозможно.
Самым важным при выполнении чип-тюнинга является второй этап — изменение программы. Для модификации файла нужно разбираться в работе двигателя внутреннего сгорания, владеть информацией о расположении калибровочных карт прошивки.
Ошибки чип-тюнинга
Процесс модификации программы может быть достаточно сложным. Некоторые специалисты просто копируют изменения из других файлов, сделанных кем-то до этого. Если чип тюнинг в таком файле был сделан некорректно, или изменения скопированы не полностью, то чип-тюнинг не даст желаемого эффекта.
Кроме того, неудачный чип-тюнинг может привести к тому, что автомобиль будет дергаться во время движения, неправильно набирать обороты. Могут возникнуть и серьезные проблемы, которые приведут к поломке двигателя. В таком случае очень сложно привлечь к ответственности человека, который делал чип-тюнинг.
Часто ошибки встречаются даже после обращения в крупные тюнинг-ателье. Поэтому очень важно обращаться для выполнения чип-тюнинга к настоящим профессионалам. Если вы видите, что человек плохо разбирается в процедуре, не следует доверять ему автомобиль.
Гарантия на автомобиль после чип-тюнинга
Нельзя на 100% утверждать, что после чип-тюнинга автомобиль сохранит гарантию. Однако в большинстве случаев, чаще это не влияет на гарантию, поскольку представители дилера просто не замечают изменений.
Можно ли делать чип-тюнинг самостоятельно?
Процедуру можно выполнить самостоятельно. В большинстве случаев для этого не требуется паять мелкие микросхемы и разбираться в микроэлектронике. Для большинства автомобилей чип-тюнинг выполняется через колодку OBD.
Оборудование для чип-тюнинга также доступно. Но следует хорошо понимать суть процедуры. Настройка двигателя требует определенных знаний. Перед выполнением процедуры вы можете пройти специальное обучение. Как правило, чтобы стать профессионалом в данной области требуется несколько лет.
Обратитесь к нам, если вы хотите сделать качественный чип-тюнинг вашего автомобиля в Казани.