Вихревые заслонки
Вихревые заслонки применяют на дизельных двигателях для лучшего сгорания топлива в цилиндре на малых и средних нагрузках. Они позволяют пропускать воздух в цилиндр через один из клапанов, благодаря чему образуется несбалансированный поток воздуха. При открытии клапана этот поток начинает закручиваться в цилиндре.
Вихревые заслонки устанавливаются либо во впускном коллекторе, либо перед ним. Они служат для перекрытия или открытия вторичного канала воздуха.
Типы вихревых заслонок и принцип действия
Вихревые заслонки бывают двух типов. Задача заслонки — ограничить поток воздуха через один из клапанов цилиндра. Можно устанавливать по одной заслонке на каждую вторую впускную трубку, перед каждым вторым отверстием в головке, либо одна отдельная заслонка устанавливается в самом начале впускного коллектора на половину трубок.
В классическом варианте перед головкой блока каждого цилиндра устанавливалась заслонка на один из двух впускных каналов. Если нужно завихрить воздух, заслонка закрывается и воздух поступает только через один канал. Если это не требуется, или используется режим повышенной нагрузки, заслонка открывается. В таком случае используется оба канала и количество воздуха увеличивается.
Вихревые заслонки в такой системе управляются различными видами актуаторов. Заслонки могут быть установлены на разных осях и иметь общий провод, который подключается к вакуумному актуатору. В другом варианте заслонки могут иметь общую ось, которая поворачивается при помощи электродвигателя.
В более современных автомобилях применяется несколько другая система. Вместо одного впускного коллектора используется два. Один из них подает воздух на первую часть каналов каждого цилиндра, а второй — на вторую часть каналов. На входе этих каналов устанавливается одна небольшая заслонка.
Возможные проблемы при использовании вихревых заслонок, их причины
Во впускной коллектор дизельного двигателя попадают отработанные газы, масло от турбины и системы вентиляции. Скопившаяся копоть в виде образовавшегося шлака препятствует свободному ходу вихревых заслонок. Вихревые заслонки, расположенные во впускном коллекторе, в таком случае может заклинить. Заклинившая заслонка может отломиться от штока и пролететь ближе к клапану. Если она попадет под клапан, то он останется в открытом положении. Это может привести к отлому тарелки клапана и поломке поршня с повреждением стенок цилиндра. В таком случае двигатель может заклинить, что приведет к необходимости дорогого ремонта.
Методы устранения и профилактика
Чтобы избежать заклинивания вихревой заслонки, нужно стараться использовать топливо и смазочные материалы высокого качества. К сожалению, водитель не всегда может контролировать качество топлива. Если оно недостаточно высокое, то это приводит к увеличению количества копоти во впускном коллекторе.
Производители автомобилей не рекомендуют отключать систему рециркуляции отработанных газов (EGR). Однако в некоторых случаях ее отключение позволяет снизить вред для двигателя. В таком случае во впускном коллекторе образуется меньше шлака и копоти, поэтому вихревые заслонки будут служить дольше. Также можно просто убрать вихревые заслонки, пока с ними нет никаких проблем.
Иногда проблема возникает из-за неполадок в электрике. Например, актуаторы могут выходить из строя. В режиме полной нагрузки вихревая заслонка полностью открыта и не выполняет никакой функции. В некоторых автомобилях, где нет датчика положения вихревой заслонки, в случае заклинивания заслонки в закрытом положении, система управления двигателем может не определить эту проблему. При этом мощность двигателя будет снижаться. Автомобиль будет дымить, на нем будет невозможно ездить с полной мощностью.
Если убрать заслонки впускного коллектора, то на приборной панели загорится индикатор Check Engine. Проблему можно решить перепрошивкой системы управления ДВС.
При отключенных вихревых заслонках мощность двигателя не падает, водитель не испытывает никаких сложностей при управлении автомобилем.
Заслонки впускного коллектора на бензиновом двигателе
Система изменения геометрии впускного коллектора на бензиновом двигателе отличается от системы вихревых заслонок на дизельных автомобилях. Эта система позволяет изменять длину впускного коллектора, оптимально подстраивая ее под обороты и количество поступающего воздуха.
Если механизм управления длиной впускного канала неисправен, то двигатель переходит в режим пониженной мощности. В большинстве случаев заслонки впускного коллектора на бензиновых моторах не подлежат ремонту или замене. Приходится менять впускной коллектор в сборе. Замена может быть очень дорогой. Часто это нецелесообразно для подержанных автомобилей.
Если убрать заслонки, то на большинстве автомобилей тяга двигателя не снижается. Чтобы не горел индикатор Check Engine, достаточно перепрошить систему управления двигателем.
Обратитесь в наш сервисный центр, если вам нужно отключить вихревые заслонки или перепрошить систему управления двигателем в Казани.