Автоэлектрика и диагностика
Термин «автоэлектрика» употребляется в двух значениях. Первое — это работы по устранению неисправностей электрического оборудования в автомобиле. Второе — часть систем автомобиля, все что связано с электрооборудованием.
К автоэлектрике относятся: печка, дворники, все лампочки и индикаторы, проводка, замки дверей, багажника и другие устройства, работающие от электрического тока.
Раньше в автомобилях было меньше электрики, поэтому сегодня принято считать, что автоэлектрика – это моторчики, лампы, генераторы и другое крупное оборудование. Блоки управления, различные схемы, тонкое оборудование относят к категории автоэлектроники. В нашей статье речь пойдет об автоэлектрике, ее неисправностях и диагностике.
Диагностика — это работа по поиску неисправностей. Задача диагноста — установить причину поломки и определить способ ее устранения. Диагностика автоэлектрики в Казани не предполагает обязательный ремонт автомобиля. Это уже другой вид работы. Его может выполнять как сам диагност, так и другой специалист.
Какие бывают неисправности в электрике автомобиля?
На старых автомобилях к проблемам электрики относятся поломки стартера, генератора, печки салона, вентилятора охлаждения двигателя, мотора стеклоочистителя и омывателя, монтажного блока предохранителей, катушки зажигания, свечных проводов, лампочек, проводки.
Наиболее частые поломки:
- стартер не крутит;
- плохой заряд аккумулятора;
- неисправность монтажного блока;
- перегорели лампочки;
- плохие контакты в разъемах электроприборов;
- неисправность предохранителей.
В современных автомобилях устанавливается намного больше электрооборудования. Электронные блоки присутствуют практически во всех системах автомобиля. Поломки могут возникать по разным причинам. Чем больше электрооборудования, тем больше различных неисправностей может возникать.
Какое оборудование требуется, чтобы найти поломку?
Для диагностики электрических систем автомобиля требуется разное оборудование.
- Набор инструментов. Они необходимы, чтобы откручивать и закручивать различные блоки, контакты.
- Тестеры и пробники. Используются для проверки целостности цепи, наличия питания, поиска обрыва.
- Мультимарочные сканеры. Позволяют считать ошибки и проверять параметры большинства блоков автомобиля.
- Дилерские сканеры. Используется для более сложных операций. Сканер рассчитан на определенную марку автомобиля. Работают с оригинальными диагностическими программами.
- Мотор-тестер. С его помощью можно проследить, как работают цилиндры двигателя. При этом нет необходимости вскрывать мотор.
Обучение диагноста
Диагност должен постоянно развиваться и обучаться в процессе работы. Это связано с тем, что все автомобили меняются. Производители разрабатывают все более сложные электронные системы. Диагност должен всегда быть в курсе новых разработок и идти в ногу со временем.
Иногда можно столкнуться с такой поломкой, о которой не знает даже сам завод-изготовитель. Помочь решить такую проблему сможет только профессиональный диагност, обладающий логическим мышлением и глубокими знаниями в автомобилестроении.
Обратитесь в наш сервисный центр для профессиональной диагностики вашего автомобиля в Казани.
Разделы услуги
Диагностика. Для чего это и как делается
Диагностика инжектора. Диагностика систем впрыска топлива иномарок. (не старше 2000 года выпуска)
Промывка инжектора. Что такое и для чего.
Диагностика. Для чего это и как делается
Любой автомобиль, как любое сложное техническое устройство, имеет свойство ломаться. А так как стоимость автомобиля, как правило, достаточно немала, то просто выкинуть и купить новый, как в случае с поломкой дешевого телефона, не целесообразно.
Поэтому, ремонт автомобилей был, есть и будет.
Как в случае с человеком, прежде чем назначить лечение в случае какой-либо болезни, необходимо выяснить болезнь – поставить диагноз. Только после этого надо назначать лечение.
На автомобиле ситуация похожая.
Так как автомобиль состоит из набора систем и агрегатов, то в случае какой – либо поломки, необходимо уточнить, в каком месте есть проблема, что надо заменить или как-то отрегулировать. Процесс поиска причины нештатной работы какой-либо части автомобиля и называется диагностикой.
Как и в случае с человеком, процесс диагностики включает в себя не простое открывание и закрывание капота с определением на слух проблемы. Диагностика автомобилей – процесс достаточно специфичный и, в зависимости от типа поломок и симптомов может состоять из разных этапов и при этом могут использоваться разные приборы.
На сегодняшний день, мы специализируемся на электрике и электронике автомобильных систем. Соответственно в данном разделе мы не будем затрагивать диагностику ходовой части или процессы кузовного ремонта. Но в современном автомобиле даже отдельная система впрыска топлива по своему устройству покажется некоторым сложнее устройства автомобиля 10 летней давности в целом.
Диагностика двигателя, системы впрыска и диагностика электрооборудования автомобиля нами осуществляется с использованием как приборов измерения физических параметров: давления, разряжения, напряжения и токов, так и компьютерного оборудования.
Иногда, во время диагностики, приходится что-то снимать с автомобиля и даже частично разбирать его и его агрегаты.
Более подробно про данные работы будет рассказано в следующих разделах.
Диагностика инжектора. Диагностика систем впрыска топлива иномарок. (не старше 2000 года выпуска)
Современные автомобили, начиная с конца 80-х годов начали применять системы впрыска топлива, управляемые электроникой. Вначале это были системы с механически управляемыми форсунками и дозатором (KE-Jetronic Audi + VW)
появлялись системы с моновпрыском – одной форсункой
Процесс регулировки добавочного воздуха на холостом ходу и количество впрыска топлива регулировалось в этих системах электронным блоком управления. Это был уже полноценный маленький компьютер, который при этом уже имел алгоритмы самодиагностики
Разумеется, ни о какой компьютерной диагностике такой системы впрыска и речи не было. Такая система позволяла только проверить целостность исполнительных механизмов и датчиков, которых в системе было не более, чем пальцев на руках. А сама диагностика сводилась к выводу специальных кодов лампой неисправности, которых было штук 10-20 максимум.
Затем появились системы многоточечного впрыска топлива, в которых для каждого цилиндра применялась отдельная форсунка, опущенная во впускной коллектор, ближе к соответствующему цилиндру
Тем временем микропроцессорная техника тоже шагала вперед, что позволило использовать системы управления впрыском с гораздо большей производительностью
На систему управления впрыском стали возлагаться задачи не просто управления форсунками и клапаном холостого хода. Появилась система обратной связи по выхлопу: система лямбда-регулирования с датчиком кислорода. Появилась возможность выдавать параметры работы двигателя по специальной последовательной шине, что позволило подсоединять компьютер к автомобилю и анализировать работу двигателя наглядно, на графиках.
Все это позволило сильно модернизировать систему управления двигателем.
Следующими шагами стала система управления дизельным двигателем, а в начале просто управления аппаратурой ТНВД.
В бензиновых двигателях тоже появились новшества: Мерседес применил дроссельную заслонку, управляемую блоком управления мотора, избавив систему от троса педали газа, сделав ее электронной.
БМВ ввело систему управления сдвигом фаз газораспределения, которую назвала VANOS (аналог у Тойота – VVTi). Хонда применила систему VTEC – систему с регулировкой высоты подъема впускных клапанов (позднее БМВ стала применять аналогичную систему Valvetronic). В автомобилях стали применять даже свою шину, которая стала соединять блоки управления АКПП, АБС и другие. Она стала называться шиной CAN.
На автомобилях конца 90-х годов система стала проверять качество работы каталитического нейтрализатора, а японские производители MMC (Mitsubishi Motors Company) вообще применили систему с непосрественным впрыском топлива (GDI). Не прижившаяся в конце 90-х годов в России данная система на автомобилях Митсубиши система непосредственного впрыска топлива, нашла свое применение у ряда европейских производителей. Мерседес, БМВ, автомобили концерна VAG – все они используют систему непосредственного впрыска топлива.
Дизельные системы впрыска тоже не стояли на месте. После использования электронно управляемых ТНВД, производители стали применять систему насос-форсунок. Затем на замену им пришла система COMMON RAIL, успешно применяемая и сегодня. Также были введены средства снижения токсичности выхлопа, что представляет на сегодняшний день не просто катализатор, а регенерируемый сажевый фильтр с системой снижения токсичности выхлопа с добавлением мочевины (AdBlue).
Для подсчета количества электронных компонентов двигателя современного автомобиля не хватит пальцев рук и ног вместе взятых. А алгоритмы современных систем имеют не только диагностику работы катализаторов и фильтров. В алгоритмах заложено много видов адаптаций под реальные условия работы двигателя, что система способна работать практически в нереальных условиях не только качества топлива, но и износа двигателя.
Диагностика иномарок. Ремонт электрооборудования автомобиля. Ремонт электрики автомобиля. Разумеется, без специальных приборов диагностики в этом случае не справиться. Это не только компьютерные приборы.
Не следует забывать, что мотор остается мотором, и такие параметры как компрессия или давление топлива не проверить с помощью компьютера.
Поэтому, диагностика современных систем управления двигателем обязательно должна начинаться с визуального осмотра и проверки качества работы на слух.
Во время диагностики может понадобиться измерить компрессию в цилиндрах, проверить давление топлива и разряжения (для выяснения утечек воздуха).
Может понадобиться проверка фаз газораспределения.
Также бывает необходимость проверить на пропускную способность систему выхлопа – может, забился катализатор или сажевый фильтр ?
Качество свечей зажигания и электропроводка тоже нуждается в механическом внимании.
Компьютерная диагностика тоже может быть как быстра, так и достаточно трудоемка и долга. Все зависит от сложности или простоты дефекта.
Вообще, если дефект работы системы проявляется постоянно, то найти его несомненно проще, нежели периодически возникающий.
А так, конечно же, как и у врачей, также многое зависит от более подробного описания начала проявления дефекта: когда начался, после чего, что сделали с автомобилем? Поэтому здесь лучше не скрывать ничего. Больше информации лишним не будет.
Из всего описанного можно сделать вывод: диагностика системы впрыска топлива – процесс не простой, может затянуться надолго. Поэтому и стоимость процесса диагностики системы впрыска не может быть оговорен заранее.
Стоимость устранения неисправности не входит в данную сумму, и в некоторых случаях может быть значительно меньше цены за сам процесс диагностики.
За более подробной информацией по Вашему автомобилю – подъезжайте или уточняйте по телефону.
Промывка инжектора. Что такое и для чего
Бензиновые двигатели современных автомобилей имеют так называемые инжекторы или форсунки, которые впрыскивают топливо в пространство впускного коллектора или непосредственно в цилиндры.
От того, как они будут впрыскивать топливо, будет зависеть результат сгорания его в каждом цилиндре, и, соответственно крутящий момент, отдаваемый каждым цилиндром. Если топливо будет недоливаться или не распыляться, попадая просто струйкой, то соответствующий цилиндр будет выдавать мощность не в полную силу, а мотор, как это принято называть, будет троить. Это приведет к общей потере мощности автомобиля, повышению расхода топлива. Мотор вообще может периодически глохнуть, что может привести к аварийной ситуации.
Почему так происходит?
Причин много. Чаще всего – это некачественное топливо и различные его примеси, которые откладываются на поверхности распылителей и внутри клапана форсунки.
Как происходит промывка форсунок?
Есть минимум 2 способа. Первый способ – это способ промывки во время работы двигателя. Для этого к топливной системе подключается специальный контур, который подает в топливную рейку специальный сольвент, причем, подача бензина в автомобиле блокируется. Автомобиль работает на этом сольвенте (вместо бензина) около 30 минут. При этом сольвент промывает не только форсунки, но и, попадая во впускной коллектор, промывает поршневую систему с клапанами.
Способ второй – это метод промывки ультразвуком снятых форсунок. Данный метод подразумевает собой снятие форсунок с топливной рейки автомобиля. После этого их помещают в ультразвуковую ванночку со специальным чистящим раствором. Процедура длится около получаса, как и в первом случае.
Какой способ лучше – трудно сказать. Мы предпочитает первый способ, так как в случае попадания сольвента в цилиндры и клапана, тоже происходит очистка их поверхностей, что в некоторых случаях увеличивает показатель компрессии в цилиндрах.
Иногда в процессе промывки или после случаются неприятные истории. Самая распространенная из них – это когда мотор автомобиля, который работал при заезде более-менее на всех цилиндрах, после промывки инжектора начинает работать на трех или даже на 2-х цилиндрах. Это происходит в тех случаях, когда на клапанах цилиндров имеются неровности, которые забиваются продуктами сгорания топлива.
Процесс промывки удаляет эти шлаки, оставляя чистым поверхность металла, что приводит к образованию негерметичности в цилиндрах. Разумеется, цилиндр, где будет негерметичность, будет работать с перебоями или не будет работать вовсе. Конечно, это неприятно, когда отдаешь деньги, а получаешь еще больше проблем. Но представьте себе, вдруг шлак вывалится в пути и машина перестанет работать вообще где-нибудь за городом ?
Надо ли проводить процедуры промывки инжектора, когда машина ведет себя исправно и как часто это надо ?
Конечно, желательно проводить эти процедуры минимум каждые 60 тысяч километров или раз в 2 года. Так как нагар и загрязнения на клапанах и форсунках накапливаются постоянно. Бензин же не идеален.
В результате промывки форсунок, как правило, мы получаем более «дышаший» и легкий автомобиль, а расход топлива, в большинстве случаев, падает на 5-7 процентов
Диагностика и ремонт электронных систем автомобиля
Ремонт автоэлектроники. Помимо системы управления двигателем, в современном автомобиле используется много разных электронных систем управления. Например, та же самая коробка переключения передач, соленоиды который управляются блоком управления – компьютером.
Или система курсовой устойчивости, задачами которой являются не только контролировать автомобиль при торможении, но и дополнительно подруливать им во время движения по скользкой дороге или просто на большой скорости, используя силу тормозных усилий.
Помимо системы силовой и ходовой части, специальные компьютеры управляют запалом подушек безопасности (компоненты системы SRS). Блок Body/BSI/UCH/JBBF/SAM управляет включением системы стеклоочистителя, омывателя и пр. А блок контроля доступа, приняв сигнал ключа, упраляет включением зажигания, стартера и управляет замками автомобиля.
Все это – неполный перечень электронных систем автомобиля, работа которых создает комфортное управление Вашим автомобилем. В случае поломки в какой-либо системе происходит или просто отключение какой-либо дополнительной функции автомобиля, или, вообще, складывается ситуация, при которой запустить автомобиль вообще не удастся.
Например, если в процессе езды на приборной панели загорится лампа неисправности системы ABS, то при попытке резко затормозить на скользкой дороге, наш автомобиль, скорее всего, занесет. Если вдруг на дисплее загорится лампа неисправности SRS-Airbag, то при столкновении с другим автомобилем подушки безопасности Вашего автомобиля раскрыты не будут. Тем не менее, эксплуатация такого автомобиля возможна, хоть и с дополнительными мерами осторожности.
А вот некоторые неисправности в системе управления двигателем, возможно, приведут к невозможности запуска двигателя.
Так как большинство электронных систем автомобиля состоит не из одного элемента, то замена всех элементов системы приведет к достаточно большой трате средств. Более оптимально – это провести диагностику соответствующей системы и заменить или отремонтировать соответствующий ее узел.
В случае ремонта по принципу диагностика + устранение неисправностей бывают разные варианты. Иногда процесс поиска неисправности – диагностика – достаточно кратковременна и легка. При этом может получиться так, что запасные части, требующие замены, будут достаточно дорогими и труднодоступными.
В других случаях процесс диагностики – поиска причины неисправности может затратить не один день и потребует вложения достаточного количества труда, а процесс устранения неисправности может свестись к восстановлению всего одного провода. Примером последнего может быть дефект жгута проводки автомобиля, который проявляется непостоянно.
Услуги автоэлектрика – диагноста у нас достаточно квалифицированы. Процессы требуют сбора большого количества данных с автомобиля. Поэтому в современных автомобилях это происходит с помощью специального оборудования, в большинстве случаев включающего в себя компьютеры. При этом, компьютер с помощью специального интерфейса соединяется с системами автомобиля, что позволяет видеть параметры систем управления автомобилем, управлять этими системами.
Помимо компьютеров, применяются специализированные тестеры, пробники, осциллографы.
Иногда в процессе диагностики или ремонта какой-либо системы автомобиля автоэлектрик может воспользоваться подъемником – некоторые части систем или проводки автомобиля могут проходить по его дну.
Мультимарочные сканеры и дилерское оборудование, которое мы используем
Для проведения процесса поиска неисправностей могут быть использованы разные диагностические сканеры.
Сами сканеры, как правило, можно разделить на 2 группы: это мультимарочные и дилерские.
Мультимарочные сканеры – это приборы, которые были произведены для автосервисов, которые не имеют четкой специализации на какой-либо марке автомобиля конкретно. Как правило, мультимарочные сканеры покрывают практически весь перечень автомобильных марок. Работают они, как правило, достаточно быстро, имеют одинаковый для всех автомобилей интерфейс. Но у этих приборов есть один недостаток: по некоторым автомобилям перечень диагностических функций может быть неполон. Например, такие функции, как различные адаптации и кодирование блоков, в мультимарочных сканерах будут недоступны.
Дилерские сканеры – это приборы, которые разрабатывались для какого-либо конкретного производителя автомобиля. Такими приборами пользуются сервисные станции официальных дилеров.
Как правило, такое оборудование стоит дороже, работает оно, как правило, немного дольше мультимарочников, но имеет полный перечень функций для каждого автомобиля.
На данный момент мы имеем следующие мультибрендовые приборы: