Конечно, системы кондиционирования воздуха начали внедряться в автомобилях не более 35 лет назад и были роскошью на то время, тогда как сейчас это – необходимость и машина без него – редкость. Система отопления – печка начала внедряться чуть ли не с первых вариантов автомобилей.
Виды отопителей
Первые системы отопления салона были основаны на притоке воздуха, прошедшего через горячий двигатель. Управлялась эта система вручную, открытием специальной шторы, через которую воздух из капотного пространства попадал внутрь машины. В дальнейшем системы модернизировались, внедрялись жидкостные способы отопления и электрические ТЭНы.
Конечно, в современной автотехнике могут применяться разные системы, как отдельные, так и комбинированные, например, те же автобусы, скорее всего, будут иметь несколько видов отопления, такие как воздушные нагреватели или как их называют – сухие фены, а также жидкостные, со своим заправочным баком. Та же система кондиционирования у них также сложна.
Спецтехника, как правило, тоже имеет несколько видов отопителей. И электрический, и жидкостной.
Даже современные легковой автомобиль может иметь несколько отопителей. Внешний жидкостной, который может работать как догреватель или автономный отопитель. Электрический, встроенный в штатную климатическую установку как для быстрого прогрева воздуха, так и для прогрева антифриза. Причем в современных машинах применяют не только электрический нагреватели с элементом, выделяющим тепло при прохождении через него тока. Все чаще применяются такие технологии, как элементы Пельтье и им подобные.
Ну и самым классическим отопителем, по крайней мере салона легковых машин и внедорожников, является стандартная печка, работа которой основана на нагреве от тепла, полученного в результате охлаждения двигателя. То есть, двигатель во время работы выделяет тепло, это тепло отводится от него и в холодное время суток не просто выводится в атмосферу, а еще и проходит через салонный радиатор, нагревая его. Воздух, поступающий в салон машины, проходит через этот радиатор печки и нагревается. Нагревая при этом все пространство салона.
Само собой, чтобы нагреть пространство салона такой машины, нам нужен заведенный двигатель, более того, какое-то время уже проработавший и прогретый до рабочей температуры. Тот же кондиционер, работа которого связана с насосом хладагента, как правило фреона, также требует вращения от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания.
То есть, наше желание прийти и сесть в мороз в теплую машину или в жару не в парилку может быть обеспечено разными способами. Конечно, можно оставить автомобиль в теплом помещении или наоборот, в тени в жару, но не у всех есть такая возможность. Для спасения от холода можно применить автономный отопитель, который может быть установлении с завода, но не во все машины или его можно установить отдельно. Но стоимость установки такого отопителя не малая, имеет некоторые нюансы и решает не все вопросы. Плюсы, конечно есть, но все таки.
Внешние отопители
Как показала практика, идеально было бы завести двигатель заранее и дать ему поработать от 10 минут до получаса. К тому времени, как правило, автомобиль прогреется и садиться в него можно будет комфортно. Для этого и нужна такая функция, как автоматический запуск двигателя.
Конечно, если брать старые карбюраторные машины, то такая функция могла быть там реализована с большим трудом. Тем временем, уже давно в автомобилях устанавливается система электронного управления впрыском топлива, что дает нам возможность устанавливать такие системы.
Самое главное, что технически реализовать такую систему было возможно и с завода. И автомобили для рынка США, уже с начала 90х годов имели такую возможность. Конечно, это была платная опция и была не во всех машинах, тем не менее, это было. Выглядело это так: брелок с дополнительной кнопкой, при нажатии на которую происходил запуск двигателя. Причем, для того чтобы брелок, на котором были и кнопки «открыть» и «закрыть», имел большую «дальнобойность», на нем в то время была предусмотрена выдвигающаяся антенна.
Такой функции не имели автомобили для европейского рынка, так как там достаточно требовательно относятся к экологической ситуации и использовать автомобиль с работающим двигателем на стоянке запрещено. Для этого у них применяют внешние отопители, таких производителей, как Webasto или Eberspacher.
В России же, таких требований пока нет и в машины можно установить систему запуска двигателя. Причем, если раньше такие системы можно было использовать только по команде с брелока сигнализации, то сейчас есть такие варианты, как запуск командами с телефона (по звонку) или через приложение на смартфоне. Конечно, как правило, такие системы немного дороже, чем простые, брелковые, тем не менее, они более комфортны и пользуются большим спросом.
Безопасность
Разумеется, для запуска двигателя нужно предусмотреть либо обход системы штатного иммобилайзера, которым обладают современные автомобили, либо внедрить один из ключей в автомобиль. Конечно, часть современных автомобилей позволяют установить систему запуска двигателя, не использую дополнительного ключа в салоне, спрятанного в панели. Тем не менее, есть часть машин, которая до сих пор требует такой меры, как наличие ключа в салоне машины для запуска.
С одной стороны, такой способ может привести к ослаблению противоугонной безопасности, с другой – при такой установке можно усилить систему установкой дополнительно иммобилайзера, который усилит безопасность автомобиля и сделает его гораздо более неуязвимым для угона, чем штатная система иммобилизации.
Часть современных машин имеют достаточно серьезную систему доступа. Это, например, Mercedes, с ее системой доступа FBS4. Долгое время реализовать дистанционных запуск на таких машинах ни у кого не получалось. Однако и этот вопрос был решен и на сегодняшний день сделать это возможно. Даже если у автомобиля есть всего один ключ, решение вопроса также реально.
Конечно, установка автозапуска – это была статья прибавки дохода у сторонних мастерских, но никак не у производителя. И на сегодняшний день некоторые изготовители машин также внедрили в своих машинах штатную функцию запуска двигателя дистанционно. Чаще всего, это делается активацией подписки через официального дилера и стоит около 15 – 30 тысяч. Время подписки, как правило от 1 до 3 лет.
Тем не менее, мы считаем, что установка дополнительной системы запуска, не штатной, будет в общем итоге нести гораздо больше функций, чем штатный автозапуск или автономный отопитель. Во-первых, это дополнительные функции охраны, которые реализует система, управляющая запуском. Как правило, она имеет таких опции, как датчик удара и наклона, дополнительные блокировки двигателя. Во-вторых, такая система имеет возможность телеметрии, с помощью которых можно будет знать, где находится ваш автомобиль и что с ним происходит.
Но здесь главным будет являться профессионализм и ответственность человека, интегрирующего эту систему в машину. Тут лучше не экономить и все сделать у ответственного мастера, а не у простого гаражника, который просто намотает сигнализацию «на кулак» и засунет подальше под панель. А там будь что будет. Все-таки современный автомобиль устроен технически непросто и требует хороших знаний для вмешательства в него.