Перед этим были карбюраторные двигатели, в которых «тюнинговали» жиклеры. Делали их чуть большими, увеличивали камеры и прочее. А в инжекторных автомобилях стали тюнинговать чипы. Так и появилось слово чип-тюнинг.
Потом микросхемы стали устанавливаться на отдельную панельку. Паять уже ничего не надо было. Затем микросхемы стали иметь возможность стираться электрически. То есть запись в них могла производиться многократно. Такие микросхемы со временем стали называть Flash-памятью.
То есть, чтобы поменять программу, что-либо настроить, нужно было снять микросхему, прочитать из нее данные, изменить их и записать обратно. При необходимости что-то донастроить – требовалась повторная операция. Надо было снимать «мозги», записывать данные снова, снова ставить, тестировать и так далее.
Потом производитель придумал возможность программирования блоков управления без демонтажа, прямо на автомобиле, с помощью диагностического оборудования. Через разъем диагностики. Вообще, все это было придумано с целью обновления программного обеспечения представителем завода-изготовителя. Например, завод – изготовитель обнаружил какую-либо проблему, выпустил новую программу и автомобиль, заехав к официальному дилеру, обновлялся.
Такой способ загрузки данных, конечно же, был защищен специальным паролем. Пароль был для каждого блока разным. Более того, постоянного пароля никогда не проходило, аутентификация для режима записи флеш-памяти была всегда по принципу ты мне – я тебе, то есть блок запрашивал код для шифровки у оборудования для программирования постоянно разный, оборудование его зашифровывало, блок проверял шифр и, если все совпадало, разрешал режим доступа к памяти для чтения, стирания и записи.
Более того, программы защищались контрольной суммой, затем стали защищать цифровой подписью и сертификатом. Не совпала контрольная сумма или цифровая подпись – двигатель не завелся.
Однако, со временем, как все тайное становится явным, так и доступ к парольной информации различных блоков потихоньку приобретался. Разными методами. Где-то имела место утечка информации от разработчиков, где-то это был реверс-инжиниринг, включая дизассемблирование. Кстати, одна из лучших программ – дизассемблеров написана именно земляком – татрстанцем Ильфаком Гильфановым, который, правда, в России уже не живет. Называется она IDA – Intreactive Disassembler.
В итоге на рынке стали появляться приборы для считывания и записи программ в различные блоки управления. Причем, первые, как нам известно, тут преуспели итальянцы, немцы и австрийцы. Приборы на то время стоили недешево. И позволяли прочитать и записать память некоторых блоков управления двигателем.
Со временем такие приборы совершенствовались, причем их доступность увеличивалась. И если раньше владеть таким прибором было непросто – нужно было купить его за достаточно большую сумму, несколько тысяч евро, то со временем ситуация начала меняться. Но об этом позже.
Этапы чип-тюнинга
Тем временем, следует сказать, что по идее, процесс чип-тюнинга состоял из нескольких этапов:
- Считывание программы – прошивки.
- Модификации программы – прошивки и ее настройка.
- Запись обратно в блок управления.
- Проверка программы на автомобиле, откатка, возможно снятие логов.
- При необходимости, этапы 2, 3 и 4 повторялись несколько раз.
Разумеется, в самом конце брались деньги за работу, а владелец машины получал более приятное в управлении авто. Либо он становился быстрее, либо что-то в ней менялось в лучшую сторону. Вернее, должно было меняться.
Но есть одно но. Если раньше, чтобы считать и записать программу, нужны были навыки аккуратности, а паять хорошо мог не каждый, нужны были специальные программаторы, то этот этап был доступен не каждому. Однако, со временем, большую часть автомобилей стало можно запрограммировать через колодку диагностики, не применяя сложных навыков.
Если раньше, для записи программы нужны были дорогие приборы, цена которых была более 10 тысяч евро, то со временем, китайцы смогли создать копии таких приборов, стоимостью около 100 евро, то при этом владеть таким прибором получил возможность почти каждый. Конечно, такие приборы могут работать не совсем надежно, но в большинстве случаем хоть как-то работать ими удается.
Если раньше, чтобы модифицировать файл, требовались специальные программы и навыки владения ими, понимание как работает двигатель и много чего, что требовало либо действительно очень много работать с прошивкой самому, либо покупать ее у тюнинг – ателье, которое разрабатывало ее тщательно, выкатывая машину по логам достаточно долго, анализируя много параметров, то сейчас выросло много различных тюнинг-ателье, которые якобы, продают файл, который можно загрузить в автомобиль и он, якобы, приобретет еще 100 лошадиных сил.
Но на самом деле здесь есть 2 момента. Во-первых на самом деле автомобиль может и ничего не прибавить. Например, так называемый «заливщик» скажет вам, что у вас будет +50 лошадей, а на самом деле, и 10 не прибавится. Но это полбеды. В действительности будет хуже прибавить 100 лошадиных сил в тот двигатель, где и 40 прибавлять нельзя. В таком случае автомобиль проедет недолго. А на вопрос «почему сломался мой мотор», такой «чип-тюнер» ответит: был уже сломанный.
Появился так называемый «АДАКТ», где появилась возможность купить прошивку на почти любую машину. Однако, почему на такой прошивке появлялась сильная детонация, чудак по имени Саша Бразговский всем отвечал: «У вас плохой бензин!». Но когда разваливалась поршневая, все все понимали. Тем не менее, на просторах интернета «АДАКТ» «пиарится» достаточно неплохо. Имеет представителей, почти в каждом регионе России есть их представители.
За «АДАКТ» последовали еще достаточное множество товарищей, которые стали «тюнить» прошивки. То есть вы считываете свою программу (из блока управления двигетелем своего автомобиля), отправляете им, они вам присылают ее. И в вашей машине на 20%, а то и на 40% больше мощности и крутящего момента, уменьшится расход и даже, как говорят некоторые – «увеличивается» ресурс. А на заводе – изготовители дураки работают?
Мы не хотим сказать, что чип-тюнинг – это обязательно порча двигателя. Более того, существуют заводские программы, повышающие мощность на некоторых автомобилях. В большинстве случаев действительно можно сделать автомобиль приятнее в езде без уменьшения ресурсов. Однако…
Это должен делать профессионал, а не какой-то представитель некого тюнинг ателье непонятного качества.
Более того, для вида некоторые продавцы «Чипов» накупили мощностных стендов, пользоваться которыми толком не умеют. Однако, рассказывают байки и сказки, как они настраивают на нем автомобиль, например, тот же Toyota Land Cruiser с дизельным двигателем 4.5 литра.
В другой статье мы попробуем рассказать про сказку «настройка машины на диностенде».
Тем временем, так как стоимость чип-тюнинга из-за недоступности в массах была раньше достаточно высока, то жажда наживы заставила стремиться к доходам в этой области.
А благодаря множеству видео и статей можно даже в шиномонтаже встретить «чиптюнера», который зальет вам «хорошую прошивочку», всего за 3000 рублей. И еще расскажет пару предложений про топливные карты и прочее. И самое интересное, эта программа будет в вашем автомобиле портить его двигатель.
Как не ошибиться?
В первую очередь не обращайте внимание на классную рекламу, супер-представителей эфимерных ателье, которые вам нарассказывают сказок про якобы разные лаботатории, какие-то ассоциации и прочую ерунду. Не едьте к простому «заливальщику» прошивок, который ни грамма не понимает, что он туда будет загружать. Возможно, он «представитель» какого-нибудь «паульса» или «АДАКТ», но сам то он даже на 10% не будет знать, как будет перегреваться поршневая в вашем двигателе или развалится турбина.
А еще не верьте в сказки, что ресурс после прошивки увеличится или расход топлива значительно снизится. Расход топлива, если и падает, то не очень много и то, только в режимах малых нагрузок. Крутящий момент обеспечивается сгоранием топлива и расширением газов в поршневой группе двигателя внутреннего сгорания. Больше ничем. И никакими заветными килобайтами.
Пообщайтесь лично с техническим специалистом фирмы, где будете осуществлять чип тюнинг. Послушайте его. Не торопитесь с выбором.
В первую очередь – это работа инженера с большим интеллектом, а не отдела продаж с красивой клиентской, стенами и полом.