Ремонт SRS airbag и прошивка SRS-модулей
SRS airbag — система пассивной безопасности автомобиля, которая активируется после столкновения или удара. Такие системы не предотвращают дорожное происшествие, но смягчают его последствия.
На какие машины устанавливается система SRS airbag и когда она появилась?
Система пассивной безопасности устанавливается на японских, немецких и американских автомобилях с начала 90-х годов. После она стала использоваться на машинах корейского производства. На российских авто подушки безопасности устанавливаются приблизительно с 2005 года.
На грузовых машинах системы подушек безопасности практически никогда не применяются. Исключение составляют малотоннажные грузовики и микроавтобусы.
Принцип действия системы пассивной безопасности
Система SRS airbag включает блок управления SRS, датчики удара, подушки и ремни безопасности. Количество элементов системы может быть различным в зависимости от марки, модели, года выпуска и комплектации автомобиля.
Самая простая система включает одну подушку, встраиваемую в руль, и блок управления этой подушкой. В современных автомобилях есть фронтальные, боковые, верхние (шторки), подколенные подушки, ремни безопасности с пиропатронами.
Количество датчиков зависит от количества элементов системы. Например, за боковые подушки безопасности отвечают соответствующие датчики. Они определяют, с какой стороны возник удар, и какова его сила. Иногда также присутствуют специальные датчики, указывающие на переворот автомобиля.
Электронная часть системы включает не только блок управления и датчики, но также еще системы блокировки топливного насоса и отключения клемм АКБ. Такие системы прекращают подачу питания и топлива, тем самым предотвращая возгорание машины.
Принцип действия системы:
- Блок управления постоянно получает и анализирует значения всех датчиков.
- При аварийных показателях того или иного датчика активируются соответствующие подушки безопасности и пиропатроны в ремнях.
- Подушки безопасности смягчают удар, а затем достаточно быстро сдуваются.
Чтобы сработала подушка безопасности, блок управления подает повышенное напряжение, в результате чего взрывается пиропатрон. Это провоцирует надувание подушки. На многих автомобилях с завода устанавливаются двухстадийные подушки. Степень раскрытия такой подушки зависит от силы удара и веса пассажира.
Подушка устанавливается за декоративной частью в салоне автомобиля (обшивка потолка, сиденья, руля, панели). При срабатывании подушки эта декоративная часть рвется именно таким образом, чтобы создать правильную траекторию раскрывания подушки. Поэтому поменять одну накладку на другую не получится. Это может привести к неправильному и несвоевременному раскрытию подушки.
Как срабатывает ремень безопасности?
При ударе срабатывает специальная система, которая сильнее затягивает ремень безопасности, прижимая человека к сидению. Это происходит за счет специального механизма, состоящего из трубки с шариками. Он активирует шестерню, которая затягивает ремень. Для активации механизма используется такой же пиропатрон, как в подушке безопасности. Он срабатывает от того же блока SRS.
Что происходит с блоком и датчиками при срабатывании подушек?
В системе есть внутренние, наружные, боковые и фронтальные датчики. При ударе, если датчик не поврежден, то с ним ничего не происходит. Его можно использовать при последующей эксплуатации машины. Менять датчик нужно только в том случае, если он имеет механические повреждения.
Блок управления запускает детонатор, подавая повышенное напряжение. Из-за этого повторное срабатывание подушки от этого же блока может быть невозможным. Многие производители из-за этого делают блок условно одноразовым. После срабатывания подушек безопасности работа такого блока управления блокируется программно. Чтобы возобновить работу системы, нужно заменить блок. Такая система присутствует на многих японских и корейских автомобилях. Большинство европейских моделей имеет блок управления SRS, пригодный для повторного использования. Исключение составляют автомобили Renault. В них блок управления рассчитан на однократное срабатывание.
Что делать с подушками и ремнями безопасности после срабатывания?
Система пиропатронов рассчитана на точное время раскрытия и траекторию вылета подушки. В связи с этим после срабатывания необходимо установить точно такие же детали системы безопасности. Это может быть новый комплект оборудования (или б/у), но точно от такого же автомобиля.
Также потребуется установить новые декоративные элементы, которые скрывают подушки безопасности. Важно, чтобы эти детали также соответствовали модели автомобиля. Если использовать неоригинальную или неподходящую деталь, то подушка может не раскрыться или вылететь не в ту сторону.
Не следует приобретать дешевые китайские подушки и пиропатроны. Подушка может сработать неправильно.
Другие элементы системы пассивной безопасности
Кроме блока управления и внутренних датчиков, присутствуют также наружные датчики для получения более точных показаний. На некоторых моделях внутри блока датчики отсутствуют. Они расположены в другом специальном блоке.
Также в системе может быть датчик присутствия пассажира. Он отключает подушку безопасности, если на пассажирском сидении никто не сидит или установлено детское кресло. Иногда учитывается не только присутствие пассажира, но также его вес.
Что делать с блоком SRS после удара?
В блок SRS после удара записывается сообщение о срабатывании подушек. Если блок многоразовый, ошибку можно стереть и продолжить использование блока.
Если автомобиль оборудован «одноразовым» блоком, производители рекомендуют замену. Однако некоторые специалисты могут исправить содержимое блока и стереть ошибку. Такой блок может сработать еще несколько раз.
Некоторые блоки, кроме сообщения об ударе, также сохраняют другую информацию: какие подушки сработали, какой была скорость автомобиля, дата и время аварии. Чтобы считать эту информацию, нужно отправить блок производителю.
Если вам нужно восстановить подушки безопасности и блок SRS после аварии в Казани, обратитесь в наш сервисный центр.